Платформа групповых исков
Коллективный иск к образовательному учреждению
До 2019 года существовал один тип “коллективных” исков, а именно иск в защиту неопределенного круга лиц. При этом подать их могли только юридические лица, либо прокуроры. Однако с 2019 года законодательство РФ претерпело изменения в данной сфере и сегодня коллективные иски могут подавать обычные граждане при соблюдении ряда условий.

Требования и способы подачи коллективного иска

Коллективный иск можно подать самостоятельно, а можно воспользоваться услугами адвоката. При этом истцов должно быть как минимум 21 человек (1 ведущий истец и остальные соистцы). Ведущий истец должен присутствовать в суде, а также контролировать весь процесс дела: от сбора денег на услуги адвоката до распределения полученной компенсации. Для сокращения временных издержек многие групповые заявления сегодня подаются через специальные электронные платформы, например, через сервис “Всем миром”. Подобные платформы полностью автоматизированы, при этом предлагают услуги аккредитованных адвокатов.

Коллективный иск должен отвечать следующим критериям:

  • Общий ответчик (например, Онлайн-курсы);
  • Общий предмет спора (например, нарушены одни и те же права истцов);
  • Нарушение прав возникло при схожих обстоятельствах;
  • Все истцы согласны защищать свои интересы группой.

Коллективные иски к образовательным учреждениям - очень частое явление сегодня. Все дело в пандемии и ограничениях, которые были приняты средними и высшими образовательными учреждениями, а также компаниями, которые оказывают услуги онлайн. Частыми примерами коллективных исков служат заявления в суд, основанием для которых послужило неправомерное отстранение учащихся от занятий из-за вспышек заболеваний или пандемии.

Как подать коллективное заявление в суд

Групповое заявление редко является первым шагом к урегулированию спора. Как правило, ему предшествуют претензии и прочие способы переговоров. В случае со спорами с образовательными учреждениями учащиеся и их родители обращаются в Министерство образования, чтобы урегулировать проблему. И только после того, как в данной инстанции не получают должной поддержки, они кооперируются и подают групповое заявление самостоятельно или при помощи адвоката.

Алгоритм подготовки заявления следующий:

  1. Выбор ведущего истца, который возьмет на себя все обязанности по организации работы с исков.
  2. Работа с соистцами: необходимо убедиться, что у всех них одинаковое основание для подачи иска. Также на этом этапе нужно убедиться, что все соистцы понимают, что им нужно будет понести расходы и согласны их делить на всех.
  3. Сбор доказательств: необходимо найти как можно больше документов и прочих вещей (например, видео или аудиозаписей), подтверждающих факт нарушения прав.
  4. Поиск адвоката и составление искового заявления.
  5. PR: привлеките внимание общественности через сотрудничество с блогерами или СМИ: это должно помочь мотивировать образование учреждение к решению конфликта.

Для упрощения процесса с коллективным иском можно работать и через электронные платформы, например, сервис “Всем миром”. С его помощью можно не только подать иск, но и поработать с аккредитованным адвокатом, а также организовать работу с соистцами и даже разделить полученные компенсацию.

Примеры групповых исков

В отличие от западных стран коллективные иски в России - явление намного менее распространенное. Однако с 2019 года уже накопилось немало прецедентов, в том числе и в отношении образовательных учреждений. Рассмотрим некоторых из них.

Дело МГУ

В 2020 году после того, как был введен первый локдаун из-за пандемии коронавируса, многие образовательные учреждения перевели обучение в дистанционный формат. Так поступил и МГУ им. Ломоносова. Однако не все студенты этого ВУЗа были согласны находиться “на дистанционке”. Скооперировавшись, они подготовили исковое заявление. В нем они указали следующие основания для иска:

  • Договора с образовательным учреждение предусматривали очную форму занятий, тогда как всех студентов перевели на дистанционный формат. Качество образования при этом ухудшилось, т. к. студенты не могли пользоваться библиотекой, а также общаться с преподаватели лично, как того предусматривал договор.
  • Студенты не могли выполнять лабораторные и практические работы, т. е. получать необходимые знания, при этом они платили за обучение деньги.
  • У преподавателей не было необходимых навыков проведения дистанционных занятий, что также ухудшало качество оказываемых образовательных услуг.

Исковым требованием студентов стала компенсация уплаченных за обучение средств. Конкретные суммы в иске не озвучивались.

Перспективы выиграть в суде у студентов немного, но они есть. Договор об оказании образовательных услуг хоть и предусматривает очную форму обучения, однако, если дистанционная форма оказания услуг может быть рассмотрена, как очная с точки зрения закона. Юристы склонялись к тому, что МГУ скорее всего вернет часть уплаченных за обучение денег, однако, полной компенсации студентам не добиться.

Хотя ситуация уже успела попасть в новостные сводки и заведение “засветилось” в неприглядном свете, все же ВУЗ не допустил его до судебного разбирательства. Как только образовательное учреждение узнало, что студенты подготовили иск, оно выделило 30 миллионов рублей на оказание поддержки учащихся в связи с переходом на дистанционную форму обучения.

Дело школ в Нижневартовске

Из-за вспышки кори в Нижневартовске многие средние образовательные учреждения отказались оказывать свои услуги школьникам, у которых не было соответствующей прививки. Родителей этих детей данный отказ возмутил и они, составив исковое заявление, обратились в суд. Всего было отстранено от занятий более 2700 детей, 1100 из которых вынужденно поставили прививку против кори.

При этом официально карантин объявлен не был, родителям приходилось ходить на работу, а детей передать дедушкам и бабушкам, либо в частные образовательные учреждения.

После подачи иска в течение 35 дней запрет на посещение школ для непривитых детей был снят.

Коллективные иски за последние три года стали неотъемлемым инструментом для защиты прав и интересов потребителей товаров и услуг в России. Если вам нужно подать иск и вы не знаете с чего начать, то обратитесь к платформе “Всем миром”. Автоматизированный процесс работы с иском, аккредитованные адвокаты и консультационный отдел: все, что нужно для работы с групповым исковым заявлением в одном сервисе!

Сохранение уникальной территории Бештаугорского заказника от застройки элитными дачами и опасным производством
Участники
530 человек
Результат
Суд поддержал экозащитников, запретив изменения границ заказника.

Ситуация:

Власти Ставропольского края несколько раз хотели сократить земли крупнейшего эколого-курортного региона России, Бештаугорского заказника, забрав часть под застройку территории. Адвокат, который занимается вопросами территории заказника, давно заметил нарушения закона со стороны власти, но не решался в одиночку судиться с правительством края.


Проблема:

С 2009 по 2019 годы было несколько попыток построить элитные дачи, завод по переработке нитроцеллюлозы с хранилищем урана, SPA-санаторий для китайских сотрудников, и вело-пешеходную трассу с коммерческими объектами. Все это грозило одному из старейших курортов России масштабной экологической катастрофой, изменением климата всего Северо-Кавказского региона, уничтожением краснокнижных животных и растений, а главное - загрязнением и значительным уменьшением объема минеральных вод, ради которых сюда приезжают со всей России и Европы.


Результат:

Активисты объединились для подачи коллективного иска. Более 530 истцов выступили против решения властей. Дело получило большой общественный резонанс. Суд поддержал экозащитников, запретив изменения границ заказника. А следственный комитет по Ставропольскому краю начал проверку законности проекта Кавминводской вело-пешеходной трассы.


Заголовок

Текст

Текст


Заголовок

Текст